TipaZheleznogorsk - Main page

Сделать стартовой страницей │ Добавить в избранное

English Webmaster
Горно-химический комбинат Научно-производственное объединение прикладной механики Источники

ЗАМЕТКИ

О городе

• История

Дети и ветераны

Озеро

Стихи

Карты Железногорска

Фотографии Железногорска

Фотографии сибирской природы

Железногорцы в Америке: люблю солдата США

Сибхимстрой

Наши в США: Америка легко щёлкает социальные задачки

Из Чикаго с любовью - письмо от Ирины Львовны Злобинской (США)

В далёкой Колумбии (Южная Америка)

Видео о Железногорске

Климат и растительный мир ЗАТО Железногорск

Транспорт в Железногорске

Задворки Железногорска

Зарубежные разведки на территории Железногорска

В США не берут взяток и сажают губернаторов

Городской музей Железногорска

Железногорск и телефонная связь

Новогодний Железногорск

Зоосад в Железногорске

Интересные окрестности Железногорска

Посёлок Подгорный, Красноярский край

Главная • История

ИСТОРИЯ

Вид на Железногорск с окружающих сопок

Создание атомного оружия в нашей стране стало ответом на атомную угрозу со стороны наших бывших союзников по антигитлеровской коалиции. В разных районах страны начали создаваться предприятия по производству необходимых материалов.

Одним из самых мощных производителей плутония-239 был задуман Горно-химический комбинат. А для проживания специалистов комбината и членов их семей построить город Железногорск (Красноярск-26).

По заданию правительства страны в глухой угол таежного края прибыла комиссия для определения местоположения предприятия. Здесь, в Сибири, в наиболее географически удаленном от внешних границ районе, на берегу Енисея было признано целесообразным строить это производство. С целью защиты от нападения потенциального противника было решено построить его глубоко в толще имеющегося здесь горного массива, в монолитной скальной породе.

Карта-схема Железногорска

Так как при работе ядерных реакторов выделяется огромное количество тепла, для отвода которого требуется очень много охлаждающей воды, то предприятие должно было находится рядом с рекой, с Енисеем. Так определялось конкретное местонахождение Горно-химического комбината.

Как свидетельствует справка из фондов музея Железногорска:"..В процессе исследования реальной территории будущего комбината была осуществлена топографическая съемка 180 квадратных километров, пробурено более 2 тысяч погонных метров скважин, пройдено 647 метров шурфов. Работы выполняла изыскательская экспедиция Ленгидростроя под руководством Жукова В.К. и начальника геологической партии Шубина И.А."



Начало строительства для первопроходцев было очень нелегким. Осенняя грязь и бездорожье, лютые зимние холода и снежные заносы, отсутствие жилья, элементарных условий быта, питания. Еще очень остро сказываются последствия недавней войны, очень трудно со снабжением и питанием. Особенно тяжело стало зимой, когда замерзла река, и затем весной, когда из-за распутицы пришли в негодность дороги, а болота оказались залитыми водой. В начальный период практически отсутствовали строительные механизмы. Были получены всего два бульдозера, да несколько десятков лошадей. Все остальное довершали руки строителей. Разгружали прибывающие по реке баржи, рубили и корчевали тайгу, гатили болота, прокладывали первые дороги. Создавалась строительная база, которая была необходима для возведения основных промышленных комплексов города. Сроки на это были отпущены минимальные. Ускоренного возведения комплекса требовала международная обстановка, требовала страна.

Все участники строительства начального периода прошли перед этим суровую школу войны: одни на огненных фронтах, другие - в холодном, голодном и безмерно трудном военном тылу. Широчайшим фронтом велись работы по сооружению подземных помещений для размещения реакторов и вспомогательных производств. С изумительной точностью происходили сбойки тоннелей, начатых с берега Енисея и тоннелей, начатых в горных участках через стволы. Благодаря огромному трудолюбию коллектива маркшейдеров, их тщательности и добросовестности, соединялись множество подземных выработок самой фантастической размещённости во всех трех измерениях. Все проходки внутри горного массива осуществлялись путем бурения пневматическими перфораторами отверстий (шпуров) в породе, закладки в них взрывчатки и последующего взрыва горы. Из выработок, проходимых со стороны Енисея, порода вывозилась на берег и сваливалась на него, образуя "полку". На этой "полке" впоследствии разместились железная и автомобильная дороги. Из выработок, проходимых со стороны "горы", порода поднималась по пробитым стволам шахтными подъемниками наверх и сбрасывалась в ущелье между, горами.

Вместе с тем в процессе ведения горных работ случались трагедии и возникали чрезвычайные ситуации. Так в октябре 1952 года возник пожар в тоннеле 233. Загорелась забутовка (доски, заложенные между горной породой и металлическими арками). В течение трех суток в забое оказалась зажатой огнём и дымом вся смена проходчиков. Их жизнь спасло полное открытие трубопровода сжатого воздуха, предназначенного для перфораторов бурения породы.

В декабре 1953 года во время подготовки к прокладке забоя 9/2 произошел самопроизвольный взрыв. Погибла вся смена взрывников и начальник смены. При расследовании возникло предположение, что в горе существуют блуждающие токи. Длительное время велись поиски и измерение электрических потенциалов во всех подземных сооружениях.

Для забора воды из реки были запроектированы тоннели, расположенные ниже уровня воды в Енисее. Проходку тоннелей в сторону реки проектировалось вести с применением кессонов. В реальных условиях порода оказалась в таком состоянии, что при очередном взрыве произошло проникновение воды из реки и затопление подводящего тоннеля. Только немедленное закрытие кессонных дверей спасло от затопления основные тоннели и камеры. На дно Енисея было сброшено большое количество цемента для запломбирования возникших трещин. В последующем эти участки разрабатывались в зимний период с поверхности льда Енисея.

Компенсационный колодец 13/2 расположенный выше водоподводящего тоннеля 20 заполнился водой из верхних горизонтов. При взрывных работах в тоннеле 20 вблизи камеры 13 через трещины в него хлынула вода, затопляя тоннель. Более суток велась борьба с затоплением, устанавливались дополнительные насосы, откачивали поступающую воду.

Параллельно со строительством Горно-химического комбината велось строительство Железногорска. Всё, как и положено в мире: анкеты, пропуска, зона... В то время страна находилась на подъёме. Основные работы по строительству Железногорска и Горно-химического комбината прошли в годы "хрущёвской оттепели". Успех за успехом! Прирост валовой продукции на 8-13% в год. Грандиозные стройки. Только на Енисее, кроме Железногорска, создавались Красноярская ГЭС, строились новые порты, мосты. Такие колоссальные стройки как в Красноярск-26 имели не только экономическую и оборонную, но и социальную составляющую. Концентрация средств, техники, передовых методов, лучших интеллектуальных сил страны оказали огромное влияние на развитие во всех сферах всего региона. В конце концов, 4 населённых пункта вошли в состав закрытого административного образования (ЗАТО), а 7 малых деревень исчезли, а их жители стали горожанами.


ПОИСК ПО САЙТУ

Карта сайта


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ГлавнаяГорно-химический комбинатНПО прикладной механикиИсточникиEnglishКарта сайта

Создать сайт бесплатно