TipaZheleznogorsk - Main page

Сделать стартовой страницей │ Добавить в избранное

English Webmaster
Главная страница Научно-производственное объединение прикладной механики Источники

ЗАМЕТКИ

Горно-
химический комбинат

• Строительство Горно-
химического комбината

Этапы истории

Радиационная безопасность

Полвека битв с невидимым "врагом"

Видео о Горно-
химическом комбинате

Экологическая обстановка в Железногорске

Фотографии ГХК со стороны Енисея

Карта-схема объектов ГХК

Кто строил города с атомным производством

Радиационное загрязнение Енисея

Катастрофа на комбинате «Маяк»

Уральская Хиросима

Воинская часть 3377 в Железногорске

Воспоминание о Красноярск-26

Музей Горно-
химического комбината

Михаил Михайлович Царевский

Железногорский ГУЛАГ

Чернобыль: период полураспада

Железногорск и Япония

Панику в Японии создавали русские

ГХК • Строительство Горно-химического комбината

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМБИНАТА

Вспоминает Божуков В.И.

Чтобы охладить один реактор, надо прокачать через него огромное количество воды в сутки. Горняки в скалах пробили почти километровый тоннель, в который вода поступает самотёком. Мы, гидростроители, отвечали за строительство объектов на дне Енисея, так называемых водозаборных сооружений. Их сразу делали два: выйдет из строя одно, будет работать другое.


Вдоль течения реки в специальные ложа, которые готовили водолазы - взрывники, укладывались дамбы - по сути, бетонные трубы большого сечения со множеством отверстий для забора воды, для задержки крупных топляков, коряг, рыбин и разного мусора.


Исследования показали, что в Енисее зимой; а зимы тогда стояли зверские, постоянно минус 30, минус 50 градусов, происходит по вертикали такой массообмен, что вода, охладившись до нуля, опускается вниз быстро, не успев нагреться, на камнях появляется ледяная корка. Она могла забить отверстие в дамбах. Потому для зимнего водозабора строились два оголовка, необычные железобетонные камеры огромного объема, внешне похожие на гигантских лебедей, так как заканчивались изогнутым крышами в форме клюва, снизу которых располагались сетки.


Окончательно в сборе оголовки весили по 300 тонн. Их сооружали на берегу, а установить их надо было в специально оборудованные ложа на дне и закрепить там. Как это сделать? Стащить мощным пароходом по дну? Если их наполнить водой, то никакое судно и не сдвинет...


Если все отверстия заваришь, то воздуха внутри столько, что они останутся на плаву и при сумасшедшем течении на Прижиме удержать их будет в точности над ложем невозможно. Казалось положение безвыходное!


Шли дискуссии, в ходе которых пришли к техническому варианту, который в мире никогда нигде не использовался: во второй половине зимы, когда лед на Енисее станет толстым, выпилить в нем канал в точности над ложем, стащить в него оголовок и точно опустить.



Круговые пилы оказались коротки для толстого льда. Попробовали пилить никелиновой проволокой, по которой пропускали электрический ток. Но на границе воздух-лед проволока немедленно перегорала. Тогда стали насосами закачивать воду поверх льда, и дело пошло! Глыбы пиленого льда сначала заталкивали под лед вокруг канала, но скоро забили реку до дна... Тогда сварили из тросов сетки-тралы, и трактора, идущие по краям майны, вытаскивали ледяные кубы наверх!


И всё это при страшных морозах, на ветру, место открытое, дни короткие. Конечно, сооружали балки для обогрева, привозили на рабочие места горячую пищу, чай, но, думаю, подвиг тот неповторим. Как не торопились, зима закончилась, наступил март, но морозы не спадали, по утрам до минус 30. И плюс в этом - лед крепок, не тает, и минус - новая неожиданная напасть: канал к утру затягивало льдом толщиной до 10 см. Пришлось придумывать устройство, чтобы разбивать его и вычерпывать. Наконец, начался финальный этап операции... Как перед крупным сражением, все рассчитали, расставили технику, людей, прибыло главное начальство, работал оперативный штаб. Все отверстия у оголовков были заварены так, чтобы вода не попала и они остались на плаву... Для страховки установили насосы, - воду откачивать... Кроме того, приварили с боков металлические понтоны с воздухом...


Несколько тракторов на льду тросами стаскивали сооруженную махину в воду, а на берегу два трактора тросами же сдерживали спуск.


Операция завершилась успешно!


Все закричали ура, некоторые бросали вверх шапки... В течение нескольких дней оголовок осторожно опускали на дно, на предназначенное место, наполняя водой. Когда его точно уложили, то удерживающие тросы отрезали водолазы-сварщики, и понтоны поднялись вверх... Правда у одного понтона трос слетел резко, и он подпрыгнул над водой метров на пять, прошел мощный вал, лёд заколебался... Но никто не пострадал.


С другим оголовком чуть не случилась катастрофа. Его сильно прихватили сваркой к стапелям, так, что не пролезть и не отрезать их... Когда трактора на льду стронули его рывком, верхние сдерживающие тросы лопнули, и... плавающий железо-бетонный гигант слетел в воду... Тут вал был таким, что во льду образовались трещины до другого берега.


ПОИСК ПО САЙТУ

Карта сайта


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ГлавнаяГорно-химический комбинатНПО прикладной механикиИсточникиEnglishКарта сайта

При использовании материалов полная гипертекстовая ссылка на http://www.tipazheleznogorsk.narod.ru/ обязательна
Создать сайт бесплатно